Благочестивые сказки

«Благочестие» — это почитание добра, блага, Бога. Не все перечисленные ниже сказки напрямую касаются христианства. Но все они говорят о таком устройстве души, какой приличествует иметь каждому хорошему человеку. А мы ведь хотим, чтобы наши дети росли хорошими людьми, не так ли?

roza_Hrista
Сельма Лагерлеф «Христианские легенды и сказки»

Целый сборник Нобелевского лауреата по литературе, широко известной в России прежде всего историей путешествия Нильса с дикими гусями, посвящён, как следует из названия, христианству. В каждой сказке речь идет о каком-либо аспекте христианского миропонимания.
В легенде «Роза Христа» — о приятии отверженных, о всепрощении, о том, что нет «потерянных» без возможности обратиться и о том, что даже окаменевшие сердца могут зацвести всеблагой любовью. Семья отверженных жила в чащобе горного Генигерского леса — разбойник, его жена и пятеро маленьких сыновей. Однажды жена разбойника спустилась в деревню и зашла в монастырь в поисках пропитания. Там она поспорила с аббатом Иоанном, и рассказала ему в запале, что каждый год под Рождество чудесный сад расцветает возле их пещеры… Каким образом изгой-разбойник получил прошение, прочтите сами. Сельма Лагерлёф кратко и просто рассказывает о вере и безверии, о милосердии и прощении, о верности долгу и слову; об умении признавать ошибки и раскаянии — обо всем важном наполнении жизни.
А вот сказка «Королева Сигрид Сторрода» — другая. Она о зле, об опасности, подстерегающей каждого благочестивого христианина; о соблазне. Прекрасная Сигрид Сторрода, королева с севера, прекрасна и обладает несметными сокровищами. Ей покорились все гному, и все тролли, и все эльфы. И король Олав — тоже. И хотя язычница Сигрид обещала не отвращать короля от церкви, как-то само собой стало получаться — мессу пропусти, про праздник не вспомнил… Чем там у них дело кончилось, и как удалось спастись королю — опять же, читайте сами, равно как и другие скаки из книги Сельмы Лагерлеф.

 

Ivan_dyrak

Лев Толстой «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах»

Мораль сказки такая же простая, как и правда, проповедуемая Львом Толстым: нет счастья ни в силе, ни в богатстве; лишь честный труд сделает человека по-настоящему свободным и неподвластным проискам дьявола. Потому что хозяин зла легко находит пути покорения и Семена-воина, и богача Тараса, а вот с Иваном-дураком ничего поделать не смог. Рассказывал ему рассказывал, как надо «головой работать», то есть не работая жить, да дураки не поняли ничего. Послушали-послушали и ушли землю пахать…

 

 

snezhnaya_korolevaГанс-Христиан Андерсен «Снежная королева» и другие сказки

«Снежная королева» — это самая настоящая Рождественская история, в которой Герде и Каю помогает не просто самоотверженность и смелость — эти качества вдохновляет в них вера. В советские годы сказка эта распространялась с купюрами: редакторы вырезали фрагменты, в которых дети поют псалмы во славу Христа, и вообще любое упоминание Христа и веры было удалено из сказки. Однако христианские мотивы стойкости, любви, жертвенности просматриваются в ней достаточно ярко.
То же самое можно сказать и о многих других историях Андерсена. Например, «Гадкий утенок» — о чем он, как не о необходимости обращаться к истинной красоте, духовной, а не телесной?
Здесь же уместно упомянуть и «Русалочку», и «Диких лебедей», и «Свинопаса». Именно обращение к вечным духовным ценностям делает сказки Андерсена вневременными. Именно большое духовное содержание дает возможность читать их и перечитывать. Поговорите про них с детьми — это будет полезная во всех смыслах беседа.

 

adal'minaЗахариас Топелиус «Жемчужина Адальмины»

Еще одна сказка о том, что ни блестящий ум, ни ослепительная красота, ни достаток не делают человека по-настоящему привлекательным, если нет у него доброго сердца. Тот, кто не способен любить сам, не может и вызывать любовь. Можно восхищаться остроумием, возбуждаться на красоту тела, завидовать богатству — все это как морок, как обольщение, которое словно туман, рассеивается при порыве отрезвляющего свежего ветра.
Принцессе Адальмине ко дню рождения две феи преподнесли, как водится, подарки: одна подарила волшебную жемчужину, и пока принцесса владеет ею, она умна и красива; а другая — сердечную доброту, эта доброта проявится только если Адальмина потеряет первый подарок…

 

 

 

rybak_i_ego_dusha

Оскар Уайльд «Рыбак и его душа»

Сказка про рыбака (так ли уж случайно, что он — рыбак?) повествует о «запретной» любви. Любовь рыбака — против правил. Он любит не обычную земную женщину, а русалку. Эта любовь требует от него не просто самоотречения — он должен отказаться от своей души. Любовь его гибельна. Она подвергается всеобщему осуждению. И Священник проклинает погибшего рыбака и неправедных обитателей моря. Лишь Высшая сила обладает способностью понять, признать и простить. И расцветают прекрасные цветы на могилах отверженных людьми.
Сказка «Рыбак и его душа» заканчивается тем, что непримиримый Священник вернулся к морю и благословил всякое создание божьего мира: и гномов, и фавнов, и обитателей морских… Сказка о том, что не бывает «неправедной» любви. И всякая любовь законна, если это любовь, как говаривал Г. Горин.

 

holodnoye_serdtseВильгельм Гауф «Холодное сердце»

Снова про то, что не хлебом единым жив человек. Угольщик Питер Мунк ужасающе беден. Он любит хорошую девушку, но вот жениться на ней по бедности не может. А тут такое заманчивое предложение: отдай сердце — получи взамен жизнь без материальных проблем. Больше того, жизнь без нравственных терзаний; жизнь, в которой не надо принимать сложных решений, а все просто: если выгодно — то и хорошо. Конечно, ничем хорошим история не закончилась бы, да помог старичок-лесовичок…
После прочтения этой сказки есть о чем поговорить. Особенно с человеком лет 7-10, у которого еще такое свежее восприятие мира.

 

 

stal'noye_kolechkoКонстантин Паустовский «Стальное колечко»

История о том, что волшебство есть в нашей самой обычной жизни. Что не волшебные колечки творят чудеса, а что чудо уже вокруг нас, да и в нас — тоже.
Живет девочка Варя со своим дедушкой на краю леса. Подарил ей как-то прохожий солдат колечко стальное. «Захочется тебе, — говорит, — посмотреть белый свет со всеми его чудесами. Надень перстенек на указательный палец – непременно увидишь!».
Да только обронила Варя колечко, прямо в глубокий снег — не сыскать. Пришлось без волшебства зимовать. А растаял снег — и опять не понадобилось колечко…

 

 

Elinor_Fardzhon__Sedmaya_printsessaЭлинор Фарджон «Седьмая принцесса»

А в этой сказке речь идет о свободе. И о долге. И о материнской любви. Да и много еще о чем идет речь в маленькой сказке английской писательницы.
Женился король на женщине из вольного племени. И все-то она тосковала по солнечному свету, свободно разливающемуся над лугами; по вольной реке, бурно несущей свои воды; по смелому ветру, гуляющему где ему вздумается. И родила королева мужу семерых дочерей: шестеро прелестных блондинок и одну чернявенькую — седьмую принцессу. Шестерых старших отдала королева на заботу кормилицам. А о седьмой стала заботиться сама. Как именно позаботилась королева о своей любимице — узнайте, прочитав сказку вместе с детьми. Одинаково ли вы с ними оцените концовку?

 

 

 

mamin-sibiryakДмитрий Мамин-Сибиряк «Сказочка про Воронушку-Черную головушку и желтую птичку канарейку»

Всяк сверчок знай свой шесток — вот про что эта сказка. В противовес множеству историй про то «мы все преодолеем», про «нет ничего невозможного, стоит только захотеть» история про Ворону и Канарейку говорит ясно: против природы не пойдешь. И ежели ты канарейка, то не сможешь в вороньем гнезде зимой жить.
Это еще и сказка о свободе выбора. О том, что сами мы свою судьбу выбираем. И что никто кроме канарейки не виноват в том, что не захотелось ей в клетке жить…

Обсуждение закрыто.