Кир Булычев: «Не хочу я входить в историю!»

Замечательный Кир Булычев считал, что в историю чаще всего входят правители, по вине которых погибли сотни тысяч людей. А рядом с такими он находиться не желает. Даже в Истории. Тем более в Истории.

«В Детгизе редактор еще темнее оказался»

Во времена учебы на факультете переводчиков будущий Кир Булычев, а тогда Игорь Можейко, с приятелем открыли для себя книгу «Алиса в стране чудес» Кэррола. Решили, что книга стоящая и надо перевести ее на русский (не подозревая даже, что она уже переведена). Отправились сразу в Детгиз, нашли редактора и объяснили: так и так, хотим вот эту книжку перевести. Редактор книжку посмотрел и «в категоричной форме» ответил: советским детям такие книжки ни к чему!

«Здравствуйте, пан Стругацкий!»

Однажды Кир Булычев, будучи в Кракове, отправился со своим приятелем, польским переводчиком Тадеушем Воском в букинистический магазин за какими-то интересующими их книгами. Хозяин магазина, однако, огорчил: сказал, что таких книг нет у него. Обычно, продолжал он, редкие книги приносит писатель Станислав Лем, но что-то он давно не заходил…
— О! — говорит Тадеуш Воско. — А мой друг из Советского Союза (жест в сторону Булычева) тоже писатель-фантаст!
Хозяин распростер объятья и шагнул навстречу Булычеву:
— Здравствуйте, пан Стругацкий!

«Нельзя прямо говорить: мол, по руке видно, что ты дурак»

Когда Кир Булычев работал в Бирме переводчиком, он имел большую популярность среди знакомых в качестве… хироманта. И он нередко гадал желающим по руке. «Как настоящий мастер, заправская гадалка, я должен был контролировать объект своего гадания и всегда видеть — угадываю я или «ушел» в сторону». Главное, делился Булычов секретами мастерства, выяснить, где правда. Можно сто раз соврать, но один раз угадать надо непременно, потому что именно этот один раз запомнит «клиент» и всем потом расскажет, как ты все насквозь видишь. Поэтому во время гадания нужно зорко смотреть за реакцией объекта. «Например, говорю: у вас один ребенок, а по глазам вижу, что вроде два, и тут же поправляюсь и оправдываю свою оговорку: второй, видимо, неудачный». А второе правило — сообщать то, что люди хотят услышать. И конечно, не говорить обидного. «Нельзя прямо говорить: мол, по руке видно, что ты дурак. Лучше сказать: у тебя необычный ум».

«Главная функция современной фантастики — предупреждение»

Снимая фильм «Через тернии к звездам» (Кир Булычев написал сценарий для этой картины), авторы хотели в титрах вместо слова «конец» написать: «Все мертвые кадры сняты в Советском Союзе сегодня» (а фильм рассказывает о планете, чья экология была почти полностью уничтожена варварским отношением обитателей). Им, конечно, руководство не позволило это сделать. Но по мнению Кира Булычова, предупреждение — «один из принципов фантастики». Фантастичекие произведения — это ответы на вопросы «а что происходит, а что будет, а что может произойти?». Но в отличие от пророка, который говорит: будет так! — фантаст отвечает: возможно, что последствия будут такими, но мне бы этого не хотелось…

Использовано интервью с сайта «Чтобы помнили»

Обсуждение закрыто.