Михаил Елизаров: «Если художник слажал — сделайте вид, что этого не было»

Возвращение модерна
Все, объявил букеровский лауреат Михаил Елизаров, «хиханьки и хаханьки закончились»: на смену властвующего в литературе в последние годы постмодерна, «где все было возможно и необязательно», пришел самый жесткий из модернов — советский. «Модерн — это очень конкретная литература. В модерне люди умирают всерьез».

Раньше всех волну поймал писатель Прилепин: его «Обитель» — это «настоящий советский роман в хорошем смысле слова, потому что у нас была прекрасная советская школа». Именно такой роман пригодился бы сегодня на Донбасе — там сегодня популярны песни «Вставай, страна огромная» и «Синий платочек». А Пелевину с его «Цукербринами» на Донбас лучше не соваться, там сейчас нет места «безделушкам». Нет, «Три цукербрина» — «такая же гениальная», как и останые книги Пелевина, но «он написал ее для прежней среды, но среда изменилась, ее больше нет». Поэтому-то «все и сказали, что книга так себе».

Так что лучше, наверное, было бы «Пять цукербринов», но художнику видней. Кстати, о художнике.

Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет

«Будьте добрее к людям, которые что-то сочиняют. Природа творчества такая хрупкая и слабая, что лишний комментарий, который вы оставили где-то в интернете может ранить куда больнее, чем самая гнусная критическая статья. Из-за этого плевания в колодец могут произойти очень печальные вещи. Останетесь в итоге с Дмитрием Быковым и Улицкой и вам станет очень тоскливо. Поэтому прощайте художнику его промахи — он живой человек, у него куча проблем. Если он написал что-то удачное – похвалите, а если слажал – сделайте вид, что этого не было. И тогда, возможно, он вас еще чем-то порадует»

Использован материал Дианы Колобаевой

Обсуждение закрыто.