Серен Кьеркегор (1813-1855)

Говорят: время летит, жизнь идет вперед и т.п. Не замечаю. И время стоит, и я стою. Все планы, которые выбрасывает мой ум, не идут в ход, а возвращаются ко мне; хочу плюнуть — плюю себе в лицо. («Афоризмы эстетика»)

 

 

Родился и умер: 5 мая 1813 — 11 ноября 1855

Родина: г. Копенгаген, Дания

Родители: Отец — Микаэль Кьеркегор, разбогатевший на торговле чулками выходец из крестьян. Рассказывают, что он был мрачным, суровым и крайне религиозным человеком. Оставив торговлю (тогда ему уже было за 50, он имел большое состояние и шесть домов в Копенгагене), Микаэль предался молитвам и покаянию в грехах. Каяться было в чем. После смерти первой жены он в 1812 году женился на бывшей своей служанке Анне, и по прошествии срока меньше 9 месяцев у них родился мальчик Серен. На тот момент Микаэлю было 57, Анне — 45. Серена воспитывали в католической строгости.

Образование: Копенгагенский университет, в 1840 стал кандидатом теологии, в 1841 — магистром. Магистерскую диссертацию посвятил теме «О понятии иронии» (1841)

Занятия: несколько месяцев преподавал латинский язык и недолго вел занятия в пасторской семинарии. Большую часть жизни работал дома — писал теософские, философские, критические статьи и книги. «Я живу в своей комнате, как в осаде, не желая никого видеть и постоянно опасаясь нашествия противника, то есть какого-нибудь визита, и не желая выходить» («Дневники»).

Семья: в 1837 г. познакомился с Региной Ольсен (ей на тот момент было 14 лет), в течении трех лет они были помолвлены, в 1840 г. объявили об обручении, в 1841 г. Кьеркегор вернул Регине кольцо вместе с прощальным письмом.

Литературный дебют: магистерская диссертация «О понятии иронии», 1841 г.

Признание: 1843 г., двухтомная этико-эстетическая работа «Или-или»

Главные книги: «Дневник соблазнителя» (часть работы «Или-или», 1843); «Или — или» (1843), «Стадии жизненного пути» (1845)

Отличия: В Кьеркегоре видят предтечу тематической наполненности Ибсена, идей Кафки, борцов против романтического приукрашивания действительности, за беспощадную правдивость искусства и за цельность человека. «В поисках абсолютной свободы Кьеркегор рассматривает человека как существо трагически одинокое и обреченное; путь к подлинно глубокому и содержательному существованию ведет к познанию бога, и проходит этот путь через ощущение человеком своей беспомощности перед силами бытия (чувство метафизического «отчаяния»)». (КЛЭ)

Обсуждение закрыто.