Виктор Гюго, торговец перьями

Как-то на прусской границе писателя остановили, чтобы заполнить анкету путешественника.
— Род занятий? — спрашивает жандарм.
— Пишу, — отвечает Гюго.
Жандарм, не вполне поняв, переспросил:
— Чем зарабатываете себе на жизнь?
— Пером!
— А! Так бы сразу и сказали. Пишем: Гюго, торговец перьями.

Гюго, однако, был не только «торговцем перьями», но и знаковой фигурой в политической жизни своей страны. Началось с его драматургии.

viktor_gugo

В 1827 году он пишет драму «Кромвель», а к ней предисловие. Так случилось, что предисловие оказалось интереснее пьесы, и французские романтики провозгласили его своим манифестом (пьеса же была тому манифесту опытным образцом).

«Итак, скажем смело: время настало!.. — объявляет Гюго. — Ударим молотом по теориям, поэтикам и системам. Собьем старую штукатурку, скрывающую фасад искусства! Нет ни правил, ни образцов, или, вернее, нет иных правил, кроме общих законов природы…».

Четыре основных положения, ставших идейным каркасом романтической драмы, утверждается в манифесте:
— человек — существо двойственное; он обладает телом и душою, началом животным и духовным, низменным и возвышенным одновременно. Таким образом, Гюго предлагал отойти от формата 2D, изображающего человека плоским-односторонним и перейти к объемному показу личности в 3D.

— строгое деление классицистского искусства на «высокий» жанр трагедии и «низкий» жанр комедии надо упразднить. Новая романтическая драма соединит в себе оба противоположных полюса и отобразит «ежеминутную борьбу двух враждующих начал, которые всегда противостоят друг другу в жизни».
— безобразное и уродливое нельзя изымать из сферы высокого искусства, ибо таким образом искажается правда жизни.
— устранить классический канон «двух единств» (единство места и единство времени) — «действие, искусственно ограниченное двадцатью четырьмя часами, столь же нелепо, как и действие, ограниченное прихожей».

ernani

Эти идеи вкупе с остро социальной тематикой его произведений буквально взрывали общество.
Весной 1830 года состоялась премьера пьесы «Эрнани». Параллельно драматическим событиям на сцене драма разворачивалась и в зрительном зале: «классики» (т.е. приверженцы пьес старого образца) и «романтики» (сторонники нововведений) развернули настоящие боевые действия, состязаясь в свисте, силе аплодисментов и выкриков. Все девять месяцев, что шли представления, Гюго с командой единомышленников ходил на спектакль, как на войну и отстаивал свою пьесу. Особенно в его «банде» (как называли их противники) выделялся юный Теофиль Готье (в последствии автор «Капитана Фракасса»): он шокировал респектабельную публику своим ярким розовым жилетом.

В газетах по поводу «Эрнани» писалось, что романтическая драма не только презрела все правила Аристотелевой эстетики, но самое главное — она «оскорбляет королей»! Полиция обязана предпринять серьезные меры, иначе (писали газеты) зал театра, в котором происходят представления «Эрнани», может стать ареной побоища, где мирные люди будут отданы на произвол «диких зверей» — романтиков.
Еще большее волнение в обществе вызвала следующая пьеса Гюго «Король забавляется». В ней автор, абсолютно презрев все устои старой драмы, наделяет духовным благородством презренного шута-уродца, а красавцев-аристократов рисует такими мерзавцами, что просто плюнуть и отвернуться. Известны слова хроникера одной ультрамонархической газеты по поводу единственного (22 ноября 1832 г.) представления пьесы, сразу же после запрещенной цензурой: «Я буду всю жизнь помнить партер театра, битком набитый публикой… спустившейся сюда из предместий Сент-Антуан и Сен-Виктор, вопящей во всю глотку гимны 93-го года и сопровождающей их бранью и угрозами по адресу тех, кто неодобрительно относится к пьесе…».
Гюго никогда не ограничивался «пером» — он принимал живейшее участие в политических событиях Франции.
После Февральской революции 1848 года Гюго выставил свою кандидатуру в парламент и с результатом 86 965 голосов стал депутатом Учредительного, а затем Законодательного собрания. Объявляя себя ярым сторонником неимущих, Гюго требовал принятия закона против нищеты.

В результате государственного переворота в 1851 года к власти пришел племянник того-самого-Наполеона, которого Гюго во всеуслышанье объявлял «Наполеоном малым». Гюго участвовал в республиканском сопротивлении узурпатору (сопротивление продержалось всего несколько дней). Новоиспеченный правитель назначил за голову писателя награду в 25 тысяч франков. Гюго сначала скрывался в кварталах Парижа, затем бежал в Бельгию и прожил в изгнании до 1870 года — пока не пала империя Наполеона III.
Когда 5 сентября 1870 года, в разгар франко-прусской войны, на другой день после падения империи, Гюго приехал на родину, в Париже его встречали овациями толпы народа с криками «Да здравствует республика!», «Да здравствует Виктор Гюго!».

Обсуждение закрыто.