Виктор Топоров: Быков — «чемпион по литературному пятиборью»

Пессимизм и оптимизм

Нынешняя ситуация в русской литературе Дмитрию Быкову рисуется как точный слепок с последнего семилетия царствования Николая I — семилетие, достойное критического бича. И если, говорит Быков, семилетие затянется, то нынешний «Гончаров умрет от лени и «ожирения сердца», Тургенев окончательно порвет связи с Родиной, а Толстой застрелится, замаскировав это дело под несчастный случай на охоте» (цитата из Быкова).
Поверхностный читатель найдет в этом пассаже лишь повод поиронизировать, указуя на то обстоятельство, что Быков — не Гончаров, Шишкин с Акуниным — не Тургеневы, а Виктор Шендерович — вообще ни разу не Толстой. Но это будет взгляд поверхностный. Потому что на самом деле Быков не пишет ни о ком, кроме себя. «…это именно он, Быков, по-гончаровски умрет от ожирения сердца, но и по-тургеневски порвет связи с Родиной тоже он. Да и по-толстовски застрелится на охоте. Да и по-пушкински погибнет на дуэли. Да и по-пастернаковски откажется от Нобелевской премии. Да и по-шолоховски примет ее и по-бродски произнесет зажигательную (но ни в коем случае не поджигательскую) речь».

Дмитрий Быков как русская литература

«Если Быков говорит о литературе — он говорит о себе и только о себе. Если пишет романы — то речь в них идет о Быкове и только о Быкове. Если утверждает, что в русской литературе воцарилась разруха, то разруха эта наблюдается в его собственной голове (хотя, может быть, и не только там)».
Странно читать приговоры литературе от человека, который сам же эту литературу олицетворяет. Потому что найти сегодня жанра, ниши, полочки, где не изваял бы Быков чего-нибудь значительного: «он лучший стихотворный фельетонист среди отечественных прозаиков. И лучший сочинитель в формате ЖЗЛ из числа современных драматургов. И лучший лирический поэт во всем координационном совете оппозиции. И лучший прозаик в когорте телеведущих. И самый орфографически грамотный из числа современных фантастов». Прямо пятиборец.

Не олимпиец

«…стране нужны замечательные прозаики (и они, кстати, есть), а не средней руки беллетристы, умеющие сочинять стихотворные фельетоны; стране нужны блестящие публицисты, а не сочинители литературно-художественных биографий, строчащие многоводные, как Ниагара, колонки по поводу и без. Стране — лишний раз вспоминая так всё же и не застрелившегося Льва Толстого — нужны и плясуны, и пахари». Но в гораздо меньшей степени страна нуждается в литературный пятиборцах, их которых олимпийцы никогда не получатся.

Использована статья в «Известиях»

Обсуждение закрыто.