Записные книжки Венедикта Ерофеева

У него в карманах всегда лежали блокноты, и он все в них записывал: то, что внезапно приходило на ум, или чью-то удачную шутку, или вообще что-то интересное. Записывал на коленке или даже стоя. В последние годы, когда болезнь совсем лишила его голоса, он только в блокнотах и писал. С 1976 по 1990 годы он делал такие записи.

Многие из них были утеряны. После смерти Ерофеева рукописи остались у его жены Галины, а сын писателя свидетельствует, что бумаги она не берегла:

«Я был у нее за 12 дней до смерти и пришел в ужас от того, что творится в ее квартире. Рукописи Ерофеева валялись на полу, а на них гадили коты, которых она принесла с помойки. Помню, убрал тогда их повыше на антресоли, чтобы хоть что-то осталось».

Что-то осталось. Тезка-сын автора «Петушков» готовит сохранившиеся записные книжки отца к изданию (первый том, «Записные книжки 1960-х годов» уже опубликован в издательстве «Захаров»). Работы немало: почерк у Ерофеева был убористый, он заполнял каждую клеточку в свои маленьких блокнотах наблюдениями, мыслями, афоризмами, в которых, верный своему стилю, обыгрывал высокое и низкое, смешивая их, меняя местами, вытягивая некий новый смысл из старых явлений. Некоторые записи носят дневниковый характер:

«Ждали Анну, но родился Венедикт. Назвали впопыхах» (о рождении сына)

«Бегаю от радио к телевизору — там и здесь полно добротной музыки» (дни траура по скончавшемуся Брежневу)

Музыку Ерофеев страстно любил, самозабвенно. «Классическая музыка была для него противоядием от всего», — говорит сын.

Возможно, что помимо выхода в печать записных книжек Ерофеева, нас ожидает и появление экранизации его книги «Москва-Петушки». Не так давно один украинский режиссер (Шевченко) загорелся такой идеей, не имея, правда, ни финансирования, ни законченного сценария.

Использовано интервью с сыном писателя.

Обсуждение закрыто.