Два венецианских Карло — Гольдони и Гоцци — были противниками принципиальными, можно сказать, политическими. Аристократ Гоцци презирал «продажный» писательский труд (и сам писал исключительно по душевной склонности, а денег никогда не брал). Гольдони был именно профессиональным литератором; он своими пьесами зарабатывал.
Но более всего Гоцци был противен эстетический принцип Гольдони. Он «никак не мог примирить в своем сознании, как может писатель настолько унизиться, чтобы описывать вонючие подонки общества, как у него хватает решимости поднимать такие пьесы на театральные подмостки и, особенно, как он может отдавать их в печать». Гоцци выступал горячим противником натурализма, который, по его мнению, весь заключался в том, чтобы подмечать «никому не интересные» подробности при посещении жилищ простого народа, таверн, игорных домов, притонов и глухих переулков. Гоцци считал, что задача драматургии — изображать правдоподобно неправдоподобное. Он выступал за поэзию, фантазию, театральную условность — все это Гольдони не признавал.
И однажды произошло прямое столкновение. «Слушайте, вы! — будто бы сказал Гольдони. — Попробуйте написать хотя бы одну пьесу, которая имела бы такой же успех, как мои комедии, а после поговорим!». — «Да любая бабья сказка соберет в театре не меньше публики, чем ваши «литературные» комедии!» — будто бы ответил Гоцци.
25 января 1761 года в театре Сан-Самуэле состоялась премьера пьесы Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Исполняли ее актеры из труппы Антонио Сакки. Это была труппа комедии дель арте, и дела на тот момент были плохи как раз потому, что натуралистические пьесы Гольдони отнимали у нее публику. Успех сказочной пьесы Гоцци был невероятным.
«Спектакль был до краев насыщен действием, движением, зрелищем и театральными трюками. Волшебство, буффонада, шутки, пародии, сценические эффекты — все было здесь. На сцене говорили и действовали не только люди, но и животные и неодушевленные предметы: Пес, Ворота, Веревка. Из трех огромных апельсинов выходили прелестные девушки, просившие пить и умиравшие от жажды. Одна из них, спасенная принцем Тартальей, оказывалась принцессой Нинеттой. Арапка Смеральдина втыкала ей в голову заколдованную шпильку и превращала ее в голубку, а Труффальдино, добрый гений пьесы, вытаскивал из головы голубки волшебную шпильку, и та снова превращалась в девушку. Все кончалось свадьбой Тартальи и Нинетты, причем со сцены звучала присказка, какой обычно заканчивались детские сказки, о свадьбе, о тертом табаке в компоте, о бритых крысах и ободранных котах».
Соединив традиционную итальянскую комедию масок с народной сказкой, Гоцци фактически создал новый жанр — театральную сказку, «фьябу» (fiaba teatrale).
Гольдони покинул Венецию.