Нарушенные потребности пациента при пневмонии


Сестринский процесс при пневмонии

Пневмония – это заболевание, которое характеризуется поражением легочной ткани. Существует несколько видов воспаления легких, но все они требуют комплексного подхода в лечении. Необходимые лекарства и физиотерапевтические процедуры назначаются врачом. Сестринский персонал контролирует выполнение предписаний врача и обеспечивает пациенту лучшие условия для выздоровления.

Случаи, требующие вмешательства сестринского персонала

Чаще всего пневмония требует госпитализации пациента. Но в некоторых случаях, когда заболевание протекает в легкой форме, лечение может проводиться в домашних условиях. Тогда необходимо регулярное посещение больного медицинской сестрой. Этот вариант приемлем для подростков и взрослых. Кроме возраста и тяжести заболевания, значение имеет общее состояние здоровья и наличие сопутствующих патологий. Лечение под контролем медсестры показано в следующих случаях пневмонии:

  • очаговая – если уход невозможно организовать в домашних условиях или у маленьких детей;
  • крупозная, или долевая – воспаление охватывает долю легкого целиком, при этом пациент находится в тяжелом состоянии;
  • интерстициальная – воспаление приводит к дыхательной недостаточности.

Этапы сестринской помощи при воспалении легких

Сестринский процесс при пневмонии выполняется поэтапно. Только так можно обеспечить наиболее тщательный уход за здоровьем пациента.

Сбор анамнеза

Первый этап заключается в сборе информации о состоянии больного пневмонией. Устанавливаются особенности возникновения заболевания, его длительность, препараты, которые использовались для лечения. Сестра проводит опрос и первичный осмотр пациента: измеряет температуру тела и давление, осуществляет перкуссию и аускультацию органов дыхания. Тревожными являются следующие симптомы:

  • лихорадка и озноб;
  • кашель;
  • мокрота коричневого цвета;
  • одышка, боль за грудиной, учащенное сердцебиение;
  • бледность кожных покровов, посинение носогубного треугольника;
  • вялость, потеря аппетита;
  • дыхание поверхностное и стонущее, могут быть влажные хрипы;
  • в дыхательных движениях задействована дополнительная мускулатура.

В обязанности сестры также входит фиксирование результатов предыдущего обследования: анализа крови (СОЭ, количество лимфоцитов) и рентгеновского снимка легкого (отметить, какая часть поражена).

Оценка состояния

На основе собранных данных сестра проводит оценку состояния больного: устанавливает проблемы пациента и их возможные причины. Это определяет ее дальнейшие действия. Пневмония может вызывать у пациента следующие проблемы:

  • интоксикацию организма – выражается повышением температуры тела, головокружением, слабостью, нарушением пищеварения;
  • развитие дыхательной недостаточности – тахикардия, одышка, боли в груди;
  • неврологические расстройства – нарушение сна, беспокойство из-за временной нетрудоспособности и отсутствия четкого представления о заболевании.

Если не уделить должного внимания существующим проблемам, они могут привести к более серьезным осложнениям: острой сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточности, хронической форме заболевания.

По результатам анализа сестра составляет план ухода за пациентом. Во время выполнения медицинских манипуляций она оценивает их эффективность и при необходимости корректирует план лечения.

Составление и реализация плана лечения

На основе данных, полученных после первых двух этапов, сестра составляет развернутый план вмешательства. Его общей целью является улучшение состояния пациента и недопущение развития осложнений. Конкретные цели зависят от проблем больного. Это может быть:

  • избавление от одышки, боли в груди;
  • нормализация температуры тела;
  • вызов продуктивного кашля.

Для каждого пункта плана указываются методы его реализации и сроки достижения. Медицинская сестра оценивает состояние больного в динамике. Она следит за внешними симптомами заболевания, результатами анализов, характером протекания пневмонии. При необходимости сестра акцентирует внимание лечащего врача на изменениях в состоянии здоровья пациента.

Оценка эффективности терапии

Если лечение подобрано правильно и сестра осуществляет должный уход за пациентом, выздоровление наступает через 2 недели. В случае если этого не произошло, требуется корректировка плана терапии пневмонии. Лекарства подбираются врачом, а сестра может изменить только режим питания и активности пациента.

После выписки человек должен продолжать наблюдаться у терапевта по месту жительства, чтобы избежать рецидивов болезни. Восстановление организма после пневмонии происходит в течение года. В стационаре медсестра разъясняет больному, что после выписки ему необходимо полноценное питание, умеренная физическая активность, отказ от вредных привычек и соблюдение режима труда и отдыха. Если пневмонией болел ребенок, то об особенностях его восстановления после болезни должны позаботиться родители и участковый педиатр.

Основные обязанности сестринского персонала при пневмонии

В обязанности сестры входит следить за режимом дня пациента, его гигиеной, приемом лекарств, выполнением физиотерапевтических процедур, изменением состояния в процессе лечения, активным посещением больного врачом.

Сестра следит, чтобы пациент находился в благоприятных условиях. Больничная палата должна регулярно проветриваться. Необходимо, чтобы воздух был теплым, но влажным и свежим. Больному пневмонией следует соблюдать постельный режим. Медсестра должна научить пациента максимально расслаблять мышцы и отдыхать. Если человек находится в тяжелом состоянии и не может самостоятельно менять положение тела, то это входит в обязанности медперсонала. У больных пневмонией голова должна находиться в приподнятом состоянии. Медсестра добивается этого посредством регулировки кровати или подкладывая подушки.

Сестринский уход подразумевает обеспечение гигиены пациента. Лежачих больных сестра ежедневно обмывает теплой водой и подмывает после туалета. Она также следит за чистотой постельного белья и одежды пациента. Чтобы у больного не возникло воспаления в ротовой полости, проводят ее обработку слабым содовым раствором. При появлении герпетических высыпаний на губах или в области носа, используют цинковую мазь.

К медицинским процедурам, проводимых сестрой при пневмонии, относят:

  1. Инъекции, инфузии.
  2. Действия при лихорадке – обтирание прохладной водой, обильное теплой питье, прохладный воздух в помещении.
  3. Постуральный дренаж в случаях, когда мокрота плохо отходит.
  4. Очищение ротовой полости пациента от мокроты, если он не может сделать этого самостоятельно.
  5. Постановка клизмы при запорах, присоединение мочеприемника.
  6. Выполнение отвлекающих процедур по назначению врача: горчичники, банки, компрессы.

Помимо этого медсестра следит за тем, чтобы пациент принимал назначенные врачом препараты: антибиотики, муколитики, жаропонижающие, противовоспалительные и другие. В случае нарушений в работе сердечно-сосудистой системы, возможны инъекции сердечных гликозидов и глюкокортикоидов.

Для выздоровления пациенту необходимо соблюдать режим питания. Сестра следит, чтобы больной выпивал достаточное количество жидкости – до 3 л в день. Это может быть чистая вода, натуральный сок, морс, чай с лимоном, отвар шиповника. Питаться нужно часто, но понемногу. Предпочтение отдается бульону, отварному куриному мясу, рыбе, овощам, молочной продукции. Если у пациента нет аппетита, то количество пищи можно уменьшить, увеличив при этом объем жидкости.

Важное место в лечении пневмонии занимает дыхательная гимнастика. Сестра учит больного специальным упражнениям и контролирует их выполнение. Гимнастикой следует заниматься дважды в день. По мере выздоровления пациент увеличивает физическую активность: делает зарядку и лечебную гимнастику.

Помощь медсестры жизненно важна для лежачих больных. Но и пациенты, которые в состоянии позаботиться о себе, нуждаются в опеке сестринского персонала. Под контролем медицинских работников заболевание протекает гораздо быстрее и легче.

Сестринский уход при пневмониях

Методическая разработка

практического занятия для преподавателя

Тема: «Сестринский уход при пневмонии»

Методическое обоснование занятия

Занятие проводится с целью формирования у студентов общих и профессиональных компетенций в соответствии с видом профессиональной деятельности «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах». На занятии используется несколько методик преподавания как инновационных, так и традиционных.

Начиная занятие, преподаватель подчеркивает актуальность изучаемой темы,

необходимость знания особенностей сестринского ухода при пневмониях для оказания квалифицированной помощи при развитии осложнений и правильного комплексного лечения, проведения мероприятий по их первичной и вторичной профилактике. Для вовлечения студентов в учебный процесс, создания «рабочей» обстановки преподаватель предлагает студентам определить цели занятия, давая возможность всем студентам, в первую очередь слабым, принять участие в работе на этом этапе занятия. Затем преподаватель резюмирует предложения студентов.

С целью выявления уровня подготовки и определения объема самостоятельной внеаудиторной работы студентов преподаватель проверяет выполнение заданий в рабочей тетради. При проведении подобного контроля студенты получают возможность свободно излагать свои мысли, учиться вести диалог, узнают новую информацию из высказываний других студентов и комментариев преподавателя. Задания в рабочей тетради составлены таким образом, что при их выполнении требуется повторение знаний, полученных при изучении предметов ОПД и ПМ «Решение проблем пациента путем сестринского ухода».

Если позволяет техническое оснащение, после проверки правильности выполнения заданий можно для большей наглядности и лучшего запоминания поставить фрагмент учебного фильма по манипуляционной технике или уходу за пациентом без звука, дав возможность студентам прокомментировать видеоинформацию.

Для усвоения и понимания темы целесообразно рассматривать изучаемую тему через призму основных положений сестринского процесса. Для этого преподаватель предлагает решить ситуационную задачу (приложение 1) малыми группами с последующим обсуждением, исправлением ошибок и неточностей, закреплением алгоритма действия при развитии неотложных состояний. В процессе решения задачи происходит «автоматическое» выявление пробелов в знаниях и восполнение недостающих знаний. При решении ситуационной задачи можно не только проверить правильность запланированных мероприятий сестринского процесса, но и повторить этапы сестринского процесса, методику объективного исследования (определение отеков, исследование пульса, измерение АД, термометрия). При обсуждении планирования сестринского ухода за пациентом преподаватель получает возможность проверить знания студентов по следующим вопросам:

- особенности сестринского процесса при пневмониях,

- определение понятия «пневмония»,

- особенности режима и диетотерапии при заболеваниях органов дыхания,

- правила подготовки к лабораторным и инструментальным исследованиям, выписывание направлений, трактовка лабораторных показателей (норма – патология),

- этико-деонтологические аспекты в работе с пациентом и родственниками,

- инфекционная безопасность.

Во время подобной работы студенты получают возможность свободного изложения своих мыслей по обсуждаемой проблеме, узнают новые сведения из высказываний товарищей. В ходе группового решения задачи содержание учебной деятельности выступает как средство общения, преодолевается фронтально-индивидуальный характер традиционного обучения, создаются благоприятные условия для актуализации межличностных отношений, развивается целостно - ориентационное единство, происходит формирование коллектива. Взаимодействие студентов стимулирует развитие самооценки, вырабатываются навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Этап деловой игры (приложение 2) позволяет смоделировать профессиональную деятельность медсестры, объединить игроков общей целью (диагностической, тактической работой с моделью пациента), обеспечить конфликтную ситуацию между болезнью и медработником, что способствует формированию как общих, так и профессиональных компетенций. Даны вопросы для подготовки к деловому участию в игре, на которые надо будет ответить после завершения игры (приложение 3). Из числа студентов назначаются эксперты, которые контролируют правильность действий студентов, фиксируют все ошибки и неточности, допущенные в ходе игры с тем, чтобы при обсуждении высказать свое мнение об игре в целом, о допущенных ошибках и неточностях и обязательно предложить свой вариант отдельных действий исполнителей или возможно всей деловой ситуации. Эксперты обязаны также проанализировать сложившуюся психологическую обстановку при разыгрывании ситуации. Обсуждение идет после окончания игры. Сначала преподаватель дает возможность самим играющим исправить свои ошибки, затем высказаться более слабым студентам, а уже потом более сильным, давая возможность каждому студенту принять участие в обсуждении. Этот этап позволяет сформировать у студентов способность ориентироваться в производственных ситуациях, стандартных и нестандартных, самостоятельно принимать решения, работать в команде и планировать свою деятельность, общаться с пациентами и коллегами.

Контроль конечного уровня знаний можно провести в форме фронтального или индивидуального опроса, эвристической беседы, тестового контроля. Это даёт преподавателю и студентам ясное видение картины усвоения пройденного материала, студент может сравнить своё мнение о собственных знаниях и умениях с мнением преподавателя и товарищей. Используется системная рефлексия, самоанализ и анализ деятельности обучающихся, степени сформированности у них начальных общих и профессиональных компетенций.

Затем даётся домашнее задание (предпочтительнее не просто указать страницы учебника, а предложить вспомнить, всё, что изучалось по следующей теме на других дисциплинах, изучить дополнительную литературу, написать реферат, использовать по возможности компьютер и интернет и т. п.). Такой подход стимулирует к осуществлению поиска и использования информации, применению информационно-коммуникационных технологий.

Задачи, стоящие перед преподавателем:

  • создание оптимальных условий для овладения компетенциями, соответствующими осваиваемому виду профессиональной деятельности,

  • использование имеющегося практического опыта, умений, знаний студентов для формирования ОК (1 - 14) и ПК:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

  • координация и коррекция действий студентов;

  • инициирование рефлексии на всех этапах занятия;

  • создание ситуации успеха на занятии, способствующей формированию осознания себя конкурентно – способной личностью.

В основу занятия положен деятельностный подход.

Предусмотрена максимальная активизация студентов на всех этапах занятия.

Цель занятия: создание условий для формирования готовности к оказанию сестринской помощи при пневмонии с соблюдением этико – деонтологических аспектов поведения с пациентом и родственниками.

Уровни усвоения материала:

1 уровень:

- механизм развития заболевания.

2 уровень:

- этиологические факторы, клинические проявления пневмоний;

- возможные осложнения;

- методы диагностики и принципы лечения;

- возможные проблемы пациента при пневмонии;

- организацию и методы оказания сестринской помощи при пневмонии;

- этико – деонтологические нормы общения с пациентами и родственниками.

3 уровень:

- провести сестринское обследование пациента;

- выявить нарушенные потребности и проблемы пациента;

- составить план сестринского ухода и реализовать в моделируемых ситуациях;

- оказать неотложную доврачебную помощь при лихорадке, одышке, критическом снижении

температуры тела;

- подготовить пациента к лабораторным и инструментальным исследованиям;

- консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;

- осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

- вести утвержденную медицинскую документацию;

- соблюдать инфекционную безопасность медсестры и пациента.

Форма организации учебного процесса - практическое занятие.

Место проведения занятия - кабинет доклинической практики.

Оснащение занятия: учебные таблицы, карты сестринского процесса, бланки лабораторных исследований оборудование кабинета доклинической практики, индивидуальные задания, средства индивидуальной защиты, учебники, тонометры, фонендоскопы.

План занятия

  1. Организационный этап, приветствие, отметка присутствующих, выяснение причин отсутствия. Оценка внешнего вида студентов и соблюдение формы одежды.

5 мин.

2.

Вводное слово преподавателя, сообщение темы и цели занятия, мотивация. Раскрытие актуальности темы, роли изучаемых методов исследования. Сообщение плана работы.

10 мин.

3.

Контроль исходного уровня знаний (проверка заданий в рабочей тетради)

25 мин.

4.

Решение ситуационных задач

60 мин.

5.

Разыгрывание ролевых ситуаций с обсуждением

110 мин.

6.

Контроль конечного уровня знаний

30 мин.

7.

Заполнение медицинской документации

10 мин.

8.

Обсуждение самостоятельной работы

15 мин.

9.

Подведение итогов и задание на дом.

5 мин.

Итого: 270 мин

Межпредметные связи: анатомия – АФО дыхательной системы;

ПМ «Решение проблем пациента путем сестринского ухода» – манипуляционная техника, подготовка к дополнительным исследованиям, инфекционная безопасность, сестринский процесс;

фармакология – антибиотики, НПВП, муколитики, дыхательные аналептики;

психология – особенности поведения пациентов с патологией органов дыхания, умение общаться с пациентами и родственниками;

латинский язык – терминология

Ход занятия

  1. Преподаватель проверяет готовность группы к занятию, обращая внимание на внешний вид студентов, наличие рабочей формы, учебной документации, средств обучения, подготовку рабочего места.

  1. Преподаватель подчеркивает актуальность и значимость разбираемой патологии, важность для медсестры умения правильно обследовать пациента, подготовить к дополнительным исследованиям, определять нарушенные потребности и выявлять проблемы пациента, привлечения родственников к уходу за пациентом. Озвучивает статистические данные о заболеваемости пневмониями и частоте развития осложнений. Предлагает студентам самостоятельно определить роль медсестры в профилактике и лечении пневмоний, поставить цели занятия, помогает правильно и полно их сформулировать.

  1. Проверка подготовленности студентов к занятию проводится в ходе проверки выполнения домашнего задания в рабочей тетради. Задания в рабочей тетради составлены таким образом, что при их выполнении требуется повторение знаний, полученных при изучении предметов ОПД и ПМ «Решение проблем пациента путем сестринского ухода».

  1. Решение ситуационных задач. Преподаватель предлагает студентам ситуационные задачи открытого типа. Студенты решают задачи малыми группами с последующим обсуждением, исправлением ошибок и неточностей, закреплением особенностей сестринской помощи при пневмониях.

  1. Разыгрывание ролевых ситуаций. После распределения ролей студенты получают карточки с заданиями. Игра идет без вмешательства экспертов и преподавателя в ее ход. После окончания игры при ее обсуждении первое слово дается «исполнителям» ролей, затем экспертам и в завершении преподавателю. Оценка каждого игрока и эксперта зависит от количества обнаруженных ошибок (игроку оценка снижается, а эксперту повышается).

  1. Контроль конечного уровня знаний (фронтальный или индивидуальный опрос, эвристическая беседа, тестовый контроль) и сформированности начальных компетенций (применение студентами практических манипуляций по сестринскому обследованию пациента и сестринской педагогике, составление мотивированного плана ухода, оформление медицинской документации и т. д.).

  1. Заполнение документации: учебной карты сестринского процесса, манипуляционников, глоссариев. Работа ведется под контролем преподавателя, учит документировать свои действия.

  1. Далее студенты вместе с преподавателем обсуждают итоги самостоятельной работы, выясняют неясные вопросы. Каждый студент оценивает свою работу на занятии, ориентируясь на поставленные в начале занятия цели, отмечает достижения и неудачи, стараясь для себя определить причины неудач.

  1. Преподаватель подводит итоги занятия, выставляет оценки, комментируя работу каждого студента, что позволяет студенту понять степень усвоения изученного материала и сделать соответствующие выводы. Дается задание на дом.

Устанавливает контакт с пациентом/членом его семьи.

Проводит оценку исходного уровня знаний пациента о вмешательстве.

Предоставляет информацию в доступной форме для конкретной возрастной или социальной категории.

Получает согласие на вмешательство.

Контролирует усвоение полученной информации

Оценка качества памятки, плана беседы, терапевтической игры, санбюллетеня.

Анкетирование пациента или статиста в конкретной ситуации.

Интервьюирование пациента и персонала на учебной и квалификационной практиках.

Наличие устных и письменных благодарностей от пациента и персонала

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

Выбирает дистанцию максимального комфорта для взаимодействия с пациентом и окружающими.

Совместно со всеми участниками лечебно-диагностического процесса готовит пациента и участвует в проведении вмешательств в соответствии с протоколами, принятыми в ЛПУ.

Целесообразно и адекватно оснащает рабочее место.

Обеспечивает постоянную обратную связь с пациентом в процессе вмешательства.

Обеспечивает безопасность пациента и медперсонала.

Оценка качества

памятки для пациента, ролевой игры. Экспертная оценка терапевтической игры.

Сопоставление процесса выполнения лечебно-диагностического вмешательства с протоколами, принятыми в ЛПУ.

Текущая аттестация.

Зачёт у постели пациента.

ГИА

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования

Обеспечивает применение годного препарата в соответствии с назначением.

Информирует об особенностях приема медикаментозных средств и их воздействии на организм.

Владеет методиками введения медикаментозных средств

Собеседование.

Составление памятки.

Тестовый контроль.

Решения проблемных ситуационных задач.

Демонстрация навыков на зачёте, ИГА

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

Использует, обрабатывает и хранит аппаратуру согласно инструкциям по применению.

Обучает пациента и родственников применению изделий медицинского назначения и уходу за ними.

Обучает пациента и родственников регистрации полученных результатов

Контроль качества памяток.

Контроль ведения листов динамического наблюдения.

Наблюдение за действиями на учебной и производственной практиках

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию

Точно, грамотно, полно, достоверно, конфиденциально ведет утвержденную медицинскую документацию.

Правильно регистрирует и хранит документы

Проверка качества заполнения документов

Осваиваемые общие компетенции

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

демонстрация интереса к будущей профессии;

активное участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах по специальности;

волонтерство;

создание портфолио

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

Проведение деловых игр. Кейс-стади.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач при проведении профилактических мероприятий;

оценка эффективности и качества выполнения;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

решение стандартных и нестандартных профессиональных задач при проведении профилактических мероприятий

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

эффективный поиск необходимой информации;

использование различных источников, включая электронные

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

демонстрация умений использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

демонстрация навыков работы в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами и их окружением

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

демонстрация умений

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации

проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

демонстрация умений изменять технологии выполнения лечебно-диагностических, паллиативных и реабилитационных сестринских мероприятий

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

демонстрация бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважения социальных, культурных и религиозных различий при осуществлении профилактических сестринских мероприятий

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

демонстрация готовности брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку при осуществлении лечебно-диагностических, паллиативных и реабилитационных сестринских мероприятий

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

демонстрация готовности организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности при осуществлении лечебно-диагностических, паллиативных и реабилитационных сестринских мероприятий

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

демонстрация ведения здорового образа жизни, участия в спортивных и физкультурных мероприятиях

Приложение 1.

Ситуационная задача

В пульмонологическое отделение поступает пациентка 35 лет с диагнозом крупозная пневмония нижней доли правого легкого. При сестринском обследовании выявлены жалобы на головную боль, озноб, слабость, боли в правой половине грудной клетки, усиливающиеся при глубоком вдохе, кашель, одышку, выделение мокроты ржавого цвета. Заболела после переохлаждения. В домашних условиях принимала жаропонижающие таблетки, но состояние быстро ухудшалось. Пациентка подавлена, в контакт вступает с трудом, выражает опасения за возможность остаться без работы.

Объективно: состояние тяжелое, температура 38,50 С. Лицо гиперемировано, на губах герпес. ЧДД 30 в мин. Правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания, голосовое дрожание в нижних отделах правого легкого усилено, при перкуссии там же притупление, а при аускультации крепитирующие хрипы. Пульс 110 уд/мин, ритмичный, слабого наполнения. АД 100/65 мм рт. ст, тоны сердца приглушены.

Назначено:

1. Режим постельный, диета №13.

2. Рентгенограмма грудной клетки.

3. Общий анализ крови, мокроты, мочи.

4. Оксигенотерапия по показаниям.

5. Бензилпенициллина натриевая соль в/м по 1 млн. 6 раз.

6. Отхаркивающая микстура по одной ст. ложке 5 раз.

8. Парацетамол 1 таб по показаниям.

Задания

Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

Проведите инструктаж пациента по сбору мокроты для исследования, на БК, на бакпосев с определением чувствительности микрофлоры к антибактериальным препаратам.

Обучите пациента правилам пользования карманной плевательницей.

Выполните врачебные назначения.

Через несколько часов пациентка отметила появление чувства жара, потливости. Сохраняется головная боль, слабость, боль в грудной клетке, связанная с дыханием.

Объективно: состояние тяжелое, температура 39 0 С. Лицо гиперемировано, на губах герпес. ЧДД 30 в мин. Правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания, голосовое дрожание в нижних отделах правого легкого усилено, при перкуссии там же притупление, а при аускультации крепитирующие хрипы. Пульс 110 уд/мин, ритмичный, слабого наполнения. АД 100/65 мм рт. ст, тоны сердца приглушены.

Задания

Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

Продемонстрируйте технику оксигенотерапии с применением носового катетера на фантоме.

Через 2 дня пациентка отмечает улучшение состояния на фоне проводимого лечения. При повороте в постели почувствовала головокружение, тошноту, появление «кругов» перед глазами. Вызвала медсестру.

Объективно: кожные покровы бледные, кисти рук, стопы холодные наощупь. Температура – 37,00 С. Пульс 105 в мин, ритмичный, малый. АД 90/55 мм рт. ст.

Задания

Определите неотложное состояние, развившееся у пациентки.

 Составьте алгоритм неотложной помощи.

Приложение 2.

Карточки - задания для проведения ролевой игры

Разыгрывание ролевых ситуаций идет по ситуационной задаче (приложение 1)

  1. Пациент

Предъявление жалоб, данных анамнеза, ответы на вопросы.

  1. Медицинская сестра премного отделения

Проведение сестринского обследования, заполнение истории болезни

(антропометрия, исследование пульса, измерение АД, ЧДД, термометрия)

Соблюдение этико-деонтологических норм в общении с пациентом.

  1. Палатная медицинская сестра пульмонологического отделения

Заполнение температурного листа со всеми показателями, знакомство пациента с лечебно – охранительным режимом отделения, подготовка пациента к лабораторным исследованиям, рентгенографии грудной клетки, объяснение правил приема назначенных препаратов. Соблюдение дезрежима, этико-деонтологических норм в общении с пациентом.

  1. Медицинская сестра процедурного кабинета.

Работа с листом назначений. Парентеральное введение лекарственных препаратов.

Соблюдение дезрежима, этико – деонтологических норм в общении с пациентом.

  1. Студентка – практикантка

Оказание помощи медсестрам, проведение бесед с пациентом и родственниками об особенностях диеты. Соблюдение дезрежима, этико-деонтологических норм в общении с пациентом.

Приложение 3.

Вопросы для обсуждения

  • Что Вы чувствовали во время игры?

  • Какие проблемы у Вас возникали и как Вы их решали?

  • Достаточным ли было обучение пациента?

  • Достаточной ли была оказанная неотложная помощь?

  • Что бы Вы в будущем сделали по-другому?

  • Реалистичной ли была разыгранная ситуация?

  • Ощущали ли Вы поддержку со стороны других игроков?

  • Как Вы оцениваете свое этико-деонтологическое поведение?

  • Что Вам дала игра?

  • Какие Вы можете сделать общие выводы из игры, будет ли она полезна в Вашей будущей профессиональной деятельности?

Приложение 4. Домашнее задание

Задание 1. Дайте определение:

Пневмония – _________________________________________________

Задание 2. Подчеркните основной метод диагностики пневмонии:

Общий анализ крови, анализ мокроты, бронхоскопия, рентгенография органов грудной клетки, спирометрия, пневмотахометрия.

Задание 3. Заполните таблицу «Сбор мокроты».

Задание 4. Заполните схему «Особенности сестринского процесса при пневмониях».

   

Жалобы

Анамнез болезни

Анамнез жизни

Укажите способствующие факторы:

Температура

Экскурсия грудной клетки

ЧДД

Тип одышки

Аускуль­тативно

Хрипы над пораженным участком

II этап:

 

Приоритетные проблемы:

Потенциальные проблемы: риск развития абсцесса легкого; дыхательной недостаточности, плеврита.

Перечислите дальнейшие этапы сестринского процесса: _____________________________________________

Задание 5. Выпишите рецепты.

Раствор гентамицина сульфата 4% 2 мл для внутримышечного введения (назначить по 2 мл внутримышечно 3 раза в день).

Цефазолин по 0,5г (назначить внутримышечно по 0,5г, предварительно растворив в 2,5 мл воды для инъекций).

Мукалтин в таблетках по 0,05 (назначить по 2 таблетки 3 раза в день).

Либексин в таблетках по 0,1 (назначить по 1 таблетке 3 раза в день).

Подчеркните красным цветом антибиотики, зелёным – отхаркивающее средство, синим – противокашлевое средство.

раза в день

S. По 0,5г внутримышечно 3 раза в день (растворив в2,5 мл воды для инъекций)

3 раза в день, предварительно растворив в 100 мл тёплой воды.

R,1 N20

D.S. По 1 таблетке 3 раза в день после еды

Задание 6. Решите задачу.

Пациент К., 28 лет, поступил в пульмонологическое отделение с диагнозом: пневмония нижней доли левого лёгкого.

Данные сестринского обследования: жалобы на озноб, ломоту в теле, кашель с отделением ржавой мокроты, боли в грудной клетке слева, усиливающиеся при дыхании; общую слабость, головную боль, отсутствие аппетита.

Заболел остро, после переохлаждения.

Хронических заболеваний не отмечает, вредных привычек нет, наследственность не отягощена.

Объективно: состояние средней тяжести. Сознание ясное. Положение в постели пассивное. Гиперемия щёк (больше слева). Видимого увеличения лимфоузлов нет. Температура тела 39,8оС. Грудная клетка обычной формы, левая половина отстаёт при дыхании. ЧДД= 20 в мин. Дыхание поверхностное, ритмичное. Аускультативно дыхание жёсткое, слева в нижних отделах влажные хрипы. Тоны сердца звучные, ритмичные, ЧСС=106 в мин. Пульс 106 в мин., ритмичный, удовлетворительного наполнения и напряжения, одинаков на обеих руках. АД= 110/75 мм. рт. ст. Язык сухой, обложен у корня белым налётом. Живот мягкий, безболезненный.

Пациент не верит в успех лечения, считает, что если ему суждено выздороветь, то он и без помощи медиков выздоровеет; от инъекций отказывается.

Задания:

1) Выявите нарушенные потребности и проблемы пациента;

2) Определите цели ухода, выберите модель ухода;

3) Составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

Эталон решения задачи.

Нарушенные потребности: __________________________________________________________________________________________________________

Проблемы пациента настоящие: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Из них приоритетными являются _____________________________________________________

Потенциальные проблемы: _____________________________________________________

Цели ухода краткосрочные ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цели долгосрочные: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

План сестринских вмешательств при уходе за пациентом с пневмонией.

2. Обеспечить диету №13 и обильное щелочное питьё.

2. Для

3. Контроль внешнего вида, АД, ЧСС, ЧДД, температуры.

3. Для своевременной диагностики осложнений и оказания неотложной помощи.

4. Обучить дисциплине кашля, обеспечить плевательницей и обучить ею пользоваться.

4. Для профилактики осложнений и для

5. Сбор и дезинфекция мокроты, дезинфекция плевательницы.

5. Для анализа мокроты и для

6. Проветривание палаты.

6. Для профилактики гипоксии

7. Уборка палаты 1% раствором хлорамина.

7. Для профилактики внутрибольничной инфекции.

8. Беседа с пациентом о сущности и необходимости дополнительного обследования, подготовка больного к обследованию.

8. Для постановки точного диагноза

9. Уход за лихорадящим больным в зависимости от периода лихорадки

9. Не допустить перегрева или переохлаждения организма.

10. Беседа с пациентом и необходимости лечения, о возможных осложнениях и их профилактике.

10. Убедить пациента в необходимости лечения, вселить веру в выздоровление.

Задание 7. Решите кроссворд.

2 – метод массового рентгенологического обследования

3 – антибиотик группы аминогликозидов

4 – сульфаниламидный препарат

5 – выделение с мокротой прожилок крови

По вертикали: 1 – один из основных симптомов пневмонии

2 – тип лихорадки (по уровню температуры, выше 39оС)

3 – жаропонижающее средство.

Критерии оценки решения задачи по оказанию неотложной помощи

«5» - правильная оценка характера патологии, полное, последовательное перечисление действий с аргументацией каждого этапа;

«4» - правильная оценка характера патологии, полное, последовательное перечисление действий, затруднения в аргументации этапов;

«3» - правильная оценка характера патологии, неполное перечисление или нарушение последовательности действий, затруднения в аргументации;

«2» - неверная оценка ситуации или неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению состояния пациента.

Критерии оценки решения

проблемно-ситуационной задачи по специальности

5 «отлично» - комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи, в соответствии с алгоритмами действий;

4 «хорошо» - комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи, в соответствии с алгоритмом действий;

3 «удовлетворительно» - затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий, в соответствии с ситуацией, возможен при наводящих вопросах педагога, правильное последовательное, но неуверенное выполнение манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий;

2 «неудовлетворительно» - неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента; неправильное выполнение практических манипуляций, проводимое с нарушением безопасности пациента и медперсонала; неумение оказать неотложную помощь.

Критерии оценки выполнения практических манипуляций

5 «отлично» - рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно, в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются;

4 «хорошо» - рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но неуверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога;

3 «удовлетворительно» - рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима;

2 «неудовлетворительно» - затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами.

КЕЙС БАЛЛОВ СТУДЕНТА

План ухода за больными пневмонией

Pre-Nursing

Студент медсестер

Пневмония: симптомы, причины и методы лечения

Пневмония - это инфекция легких с рядом возможных причин. Это может быть серьезное и опасное для жизни заболевание.

Обычно начинается с бактериальной, вирусной или грибковой инфекции.

Легкие воспаляются, и крошечные воздушные мешочки, или альвеолы, внутри легких наполняются жидкостью.

Пневмония может возникать у молодых и здоровых людей, но она наиболее опасна для пожилых людей, младенцев, людей с другими заболеваниями и людей с нарушениями иммунной системы.

В Соединенных Штатах (США) около 1 миллиона человек ежегодно проходят лечение в больнице от пневмонии, и около 50 000 умирают от этой болезни.

Быстрые факты о пневмонии

Вот несколько ключевых моментов о пневмонии. Более подробно в основной статье.

  • Пневмония - это инфекция легких, которая может вызывать легкие и тяжелые заболевания у людей всех возрастов.
  • Это основная причина смерти от инфекций у детей младше 5 лет во всем мире.
  • Пневмония и грипп вместе взятые занимают восьмое место среди основных причин смерти в США.
  • К группе высокого риска развития пневмонии относятся пожилые люди, очень молодые и люди с основными проблемами со здоровьем.

Первые симптомы пневмонии обычно напоминают симптомы простуды или гриппа. Затем у человека появляется высокая температура, озноб и кашель с мокротой.

Общие симптомы включают в себя:

  • кашель
  • ржавая или зеленая мокрота или мокрота, кашляющая из легких
  • лихорадка
  • учащенное дыхание и одышка
  • встряхивание озноб
  • боль в груди, которая обычно усиливается при глубоких приступах дыхание, известное как плевритная боль
  • учащенное сердцебиение
  • усталость и слабость
  • тошнота и рвота
  • понос
  • потливость
  • головная боль
  • боль в мышцах
  • спутанность сознания или бред, особенно у пожилых людей
  • цвет темного или пурпурного цвета кожи или цианоз из плохо насыщенной кислородом крови

Симптомы могут различаться в зависимости от других основных состояний и типа пневмонии.

Лечение зависит от типа и тяжести пневмонии.

  • Бактериальные виды пневмонии обычно лечат антибиотиками.
  • Вирусные виды пневмонии обычно лечатся в покое и с большим количеством жидкости. Противовирусные препараты могут быть использованы при гриппе.
  • Грибковые типы пневмонии обычно лечат с помощью противогрибковых препаратов.

Врачи обычно назначают лекарства, отпускаемые без рецепта, чтобы помочь справиться с симптомами пневмонии.Они включают в себя лечение для снижения температуры, уменьшения боли и подавления кашля.

Кроме того, очень важно отдыхать и пить много жидкости. Сохранение гидратации помогает разжижать густую мокроту и слизь, облегчая кашель.

Госпитализация по поводу пневмонии может потребоваться, если симптомы особенно плохие или у человека ослабленная иммунная система или другие серьезные заболевания.

В больнице пациентов обычно лечат антибиотиками и жидкостями внутривенно.Им может потребоваться дополнительная подача кислорода.

У большинства детей иммунная система может защитить их от пневмонии. Если у ребенка развивается пневмония, это обычно происходит из-за вируса.

Симптомы включают в себя:

  • затрудненное дыхание
  • неправильное питание
  • кашель
  • лихорадка
  • раздражительность
  • обезвоживание

Малыши могут жаловаться на боли в груди и рвоту после кашля.

Лечение включает в себя много отдыха и регулярное потребление жидкости.Врач может предложить без рецепта для проблем с животом, но лекарства от кашля не помогут. Взрослые не должны курить вокруг детей, особенно если у них пневмония.

Бактерии и вирусы являются основными причинами пневмонии. Возбудители пневмонии могут осесть в альвеолах и размножаться после того, как человек вдыхает их.

Пневмония может быть заразной. Бактерии и вирусы, вызывающие пневмонию, обычно вдыхаются.

Они могут передаваться при кашле и чихании или распространяться на общие объекты посредством прикосновения.

Организм посылает лейкоциты для атаки на инфекцию. Вот почему воздушные мешки воспаляются. Бактерии и вирусы наполняют легочные мешки жидкостью и гноем, вызывая пневмонию.

К числу наиболее подверженных риску относятся люди, которые:

  • в возрасте до 5 лет или старше 65 лет
  • курят табак, потребляют большое количество алкоголя или у обоих
  • имеются такие основные состояния, как муковисцидоз, хроническое обструктивное заболевание легких ( ХОБЛ), астма или состояния, которые влияют на почки, сердце или печень
  • имеют ослабленную или нарушенную иммунную систему, например, из-за СПИДа, ВИЧ или рака
  • принимают лекарства от гастроэзофагеальной рефлюксной болезни (ГЭРБ)
  • недавно выздоровели от простуды или гриппозной инфекции
  • испытывают недоедание
  • недавно были госпитализированы в отделение интенсивной терапии
  • были подвержены воздействию определенных химических веществ или загрязнителей

Некоторые группы более подвержены пневмонии, чем другие, в том числе местные Аляскинский или определенных индейских этнических групп.

Существуют различные виды пневмонии, в зависимости от их причины.

  • Бактериальная пневмония: наиболее распространенной причиной является бактерия Streptococcus pneumoniae (S. pneumoniae) , но многие различные бактерии могут вызывать пневмонию
  • Вирусная пневмония: это может быть результатом респираторно-синцитиального вируса (RSV) и гриппа типа A и B, известный как грипп
  • Аспирационная пневмония: это может произойти, когда человек вдыхает пищу, жидкости или содержимое желудка в легкие.Этот тип не заразен.
  • Грибковая пневмония: это может быть вызвано таким состоянием, как долинная лихорадка, вызванная грибом Coccidioides .
  • Внебольничная пневмония: это может произойти у пациентов, которых лечат от других состояний, например, тех, которые прикреплены к респиратору или дыхательному аппарату.

Независимо от причины, признаки и симптомы будут одинаковыми.

Существуют две разные вакцины для предотвращения пневмококковой инфекции, самой распространенной бактериальной причины пневмонии.

Они охватывают широкий спектр пневмококковых инфекций и рекомендуются как детям, так и взрослым, в зависимости от состояния их здоровья.

  • конъюгатная пневмококковая вакцина или Prevnar
  • пневмококковая полисахаридная вакцина или Pneumovax

Prevnar (PCV13) обычно включается в состав плановой иммунизации ребенка.

Рекомендуется детям до 2 лет, взрослым старше 65 лет и детям в возрасте от 2 до 64 лет с определенными заболеваниями.

Pneumovax (PPSV23) рекомендуется для детей и взрослых с повышенным риском развития пневмококковых инфекций.

Сюда входят:

  • взрослых в возрасте 65 лет и старше
  • людей с диабетом
  • людей с хроническим заболеванием сердца, легких или почек
  • человек, которые потребляют большое количество алкоголя или курящих
  • людей без селезенки

Людям в возрасте от 2 до 64 лет с определенными другими заболеваниями может быть рекомендовано иметь эту вакцину

Вакцина может не полностью защищать пожилых людей от пневмонии, но она может значительно снизить риск развития пневмонии и других инфекций, вызванных С.pneumoniae) , включая инфекции крови и головного мозга.

Наряду с прививками врачи рекомендуют:

  • регулярное мытье рук
  • прикрывание рта и носа при кашле или чихании
  • воздержание от курения
  • здоровое питание
  • 5 дней в неделю
  • упражнение 5 дней в неделю
  • держаться подальше от мокроты или частицы кашля у других с пневмонией

Большинство людей выздоравливают от пневмонии в течение 1-3 недель. Те, кто подвержен риску серьезных симптомов, должны следить за тем, чтобы они продолжали делать прививки.

Доктор спросит о симптомах и истории болезни и проведет медицинский осмотр.

Они могут заподозрить пневмонию, если при прослушивании грудной клетки через стетоскоп они слышат грубое дыхание, хрипы, потрескивание или снижение дыхания.

Врач также может проверить уровень кислорода в крови с помощью безболезненного монитора на пальце, называемого пульсоксиметром.

Рентгенография грудной клетки может подтвердить диагноз пневмонии и показать, какие участки легких поражены.

КТ грудной клетки может предоставить более подробную информацию.

Анализ крови измеряет количество лейкоцитов в крови.

Это помогает определить, насколько серьезна инфекция и является ли бактерия, вирус или грибок вероятной причиной.

Посев крови может выявить, распространился ли микроорганизм из легких в кровоток.

Анализ крови на газ артериальной крови (ABG) может обеспечить более точное считывание содержания кислорода и углекислого газа в организме и других факторов.

Анализ мокроты может определить, какой организм вызывает пневмонию.

Бронхоскопия иногда используется для дальнейшего исследования.

Тонкая, гибкая и освещенная трубка, называемая бронхоскопом, попадает в легкие. Это позволяет врачу обследовать непосредственно инфицированные части дыхательных путей и легких. Пациент находится под наркозом.

Какое возможное серьезное осложнение внебольничной пневмонии (CAP) у пациентов с нарушениями функции селезенки? Для тебя Новости и перспективы Наркотики и болезни CME & Образование академия видео Специальность: многопрофильных Аллергия и иммунология анестезиология Бизнес Медицины кардиология Критический уход Дерматология Диабет и эндокринология Неотложная медицинская помощь Семейная медицина гастроэнтерология Общая хирургия Гематология - Онкология ВИЧ / СПИД Больница Медицина Инфекционные заболевания Медицина внутренних органов многопрофильных нефрология неврология Обь / Гинекология и здоровье женщин онкология офтальмология ортопедия Патология и лабораторная медицина Педиатрия Пластическая хирургия Психиатрия Здравоохранение Легочная медицина радиология ревматология трансплантация урология Студенты-медики Медсестры ,

Смотрите также