Сестринская помощь при пневмонии у детей


Сестринский процесс при острой пневмонии у детей

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания. Заболевания органов дыхания в структуре детской заболеваемости составляют более 60 %.
Сестринский процесс при острой пневмонии
Информация о заболевании. Пневмония это острое воспаление легочной ткани.
Этиология: инфекционная - пневмококки, стафилококки, вирусы, микоплазма. Чаше всего наблюдается смешанная - вирусно-бактериальная этиология. В 60-80 % случаев «домашних» пневмоний возбудителем является пневмококк.
Предрасполагающие факторы: перинатальная патология, врожденные пороки сердца, гиповитаминозы; хронические очаги инфекции ЛОР-органов, повторные ОРВИ, рецидивирующий бронхит, активное и пассивное курение. В развитии пневмонии большое значение имеет состояние реактивности организма ребенка.
Инфекция проникает воздушно-капельным путем, а затем бронхогенно распространяется по дыхательным путям, задерживается в бронхиолах и альвеолах, вызывая местное воспаление, инфильтрацию и заполнение альвеол экссудатом. Основными механизмами патологического процесса являются развитие интоксикации (воздействие бактерий и их токсинов) и дыхательная недостаточность, так как в результате нарушения внешнего дыхания легкие не способны обеспечивать нормальный газообмен.
Клинические проявления, продолжительность течения, характер осложнений зависят от типа пневмонии и возраста ребенка.
Типы острых пневмоний:
Очаговая - наиболее частая у детей раннего возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани размерами не менее 1 см.
Огагово-сливная - наблюдается у детей разного возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани в нескольких сегментах или во всей доле легкого.
Сегментарная - возникает у детей разного возраста; воспаление захватывает один или несколько сегментов легких, иногда с вовлечением плевры.
Долевая (крупозная) - пневмококковая, наблюдается у детей старшего возраста; воспаление захватывает целую долю легких. Течение этой пневмонии тяжелое с выраженными симптомами интоксикации и дыхательной недостаточности.
Интерстициальная - редкая форма пневмонии, вызывается микоплазмой или пневмоцистами; воспаление захватывает межальвеолярную соединительную (интерстициальную) ткань легких; характеризуется быстрым развитием дыхательной недостаточности.
Детей дошкольного и школьного возраста при неосложненной пневмонии можно лечить амбулаторно в условиях «стационар на дому».
Показания к госпитализации: дети первого полугодия жизни; дети, независимо от возраста, с тяжелым и осложненным течением заболевания; при отсутствии эффекта от лечения в амбулаторных условиях; при отсутствии условий для лечения на дому; дети из социально-неблагополучных семей.
Принципы лечения: постельный режим на весь лихорадочный период; питание полноценное, по возрасту; медикаментозная терапия: антибиотики, муколитические препараты, инфузионная терапия. Физиотерапевтическое лечение. ЛФК, массаж.

Этапы сестринского процесса при острой пневмонии:

1 этап. Сбор информации

- Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: гипертермия с ознобом при крупозной пневмонии; снижение аппетита, слабость, недомогание; кашель сухой или влажный, появление ржавой мокроты при крупозной пневмонии; боль в грудной клетке, одышка.
История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.
- Объективные методы обследования:
Осмотр: самочувствие ребенка нарушено, вялый, лихорадка; кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника; дыхание стонущее, одышка (40 в минуту у детей старше 2 лет, 60 в минуту у детей до 2 лет), участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры с втяжением межреберных промежутков, тахикардия. При перкуссии — укорочение легочного звука; при аускультации — ослабленное дыхание, наличие влажных хрипов.
Результаты методов диагностики (из амбулаторной карты или Истории болезни): общий анализ крови: нейтрофильный лейкоцитоз и увеличение СОЭ; рентгенография легких — наличие инфильтрации очаговой, сегментарной, полисегментарной или занимающей часть или всю долю.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

У пациента с пневмонией нарушаются потребности: поддерживать температуру тела, поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.
Существующие проблемы, обусловленные интоксикацией: повышение температуры тела, недомогание, слабость, головная боль, снижение аппетита.
Существующие проблемы. обусловленные развитием дыхательной недостаточности: одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, тахикардия.
Потенциальные проблемы: острая дыхательная недостаточность; острая сердечно-сосудистой недостаточность: затяжное и хроническое течение.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре

Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить развитие осложнений.
План сестринского ухода за пациентом в условиях лечения "стационар на дому". Медицинская сестра обеспечивает:
Организацию постельного режима на весь период лихорадки, до улучшения самочувствия и общего состояния.
Организацию питания: молочно-растительную диету. При отсутствии аппетита - суточный объем пищи уменьшить на1/2 или 1/3 восполняя обильным питьем жидкости.
В соответствии с назначениями врача: антибактериальную терапию, прием отхаркивающих и мокроторазжижающих средств, симптоматическую терапию, домашнюю физиотерапию.
Независимые вмешательства:
- активное посещение больного ребенка до полного выздоровления:
- наблюдение за реакцией ребенка на лечение;
- динамическое наблюдение и оценка общего состояния ребенка: положение в постели, самочувствие, цвет кожных покровов и слизистых, аппетит, наличие и характер кашля, температура тела, частота, глубина и ритм дыхания;
- обучение ребенка и родителей «технике кашля», вибрационного массажа для эвакуации мокроты, созданию дренажного положения, проведению домашней физиотерапии - горчичники, горчичное обертывание, ингаляции;
- консультирование ребенка и его родителей относительно его здоровья;
- проведение санитарно-просветительных бесед о заболевании, профилактике осложнений.
Сестринский процесс при острой пневмонии
План ухода
1. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о заболевании и профилактике осложнений; объяснить пациенту и/или родителям о необходимости соблюдения режима; приподнять головной конец кровати: проведение постурального дренажа 2-3 раза в день; рекомендовать матери грудного ребенка чаще брать его на руки и менять положение в кроватке.
Мотивация:
Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей. Создание режима щажения, обеспечение максимальных условий комфорта. Облегчение дыхания. Эвакуация мокроты
2. Обеспечивать организацию и контроль над питанием
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Проведение беседы с пациентом/родителями о питании; Рекомендовать родителям приносить продукты с большим содержанием углеводов, фрукты, овощи; не кормить ребенка насильно, при отказе от пищи недостающий суточный объем восполнять питьем жидкости
Мотивация:
Удовлетворение, физиологических, потребностей
3. Организация досуга
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др.
Мотивация:
Создание условий для соблюдения режима
4. Создание комфортных условий в палате
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате
Мотивация:
Улучшение дыхания. Удовлетворение физиологических потребностей во сне
5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий и приеме пищи
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены; Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье
Мотивация:
Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым
6. Выполнять назначения врача
Реализация ухода:
Зависимые вмешательства: Введение антибиотиков, обеспечение приема лекарственных препаратов: проведение инфузионной терапии Независимые вмешательства: Объяснить пациенту и/или родителям про необходимость введения антибиотиков, прием других лекарственных препаратов; провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах терапии; сопровождать на физиотерапевтические процедуры
Мотивация:
Этиотропное лечение. Профилактика осложнений. Раннее выявление побочных эффектов. Дезинтоксикация
7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, регистрация характера кашля; измерение температуры тела утром и вечером; ЧД. ЧСС. При ухудшении общего состояния срочно сообщить врачу
Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка, пациент выписывается под наблюдение участкового педиатра. Пациент и его родители должны знать об особенностях режима, питания, физической нагрузки, которые должен соблюдать ребенок после заболевания, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.


Возможно заинтересует:

Советуем прочитать:


План сестринского ухода при пневмонии

Pre-Nursing

Студент медсестры

.

Пневмония у детей - что вам нужно знать

  1. CareNotes
  2. Пневмония у детей

Этот материал нельзя использовать в коммерческих целях, в больницах или медицинских учреждениях. Несоблюдение может повлечь за собой судебный иск.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ:

Что такое пневмония?

Пневмония - это инфекция одного или обоих легких. Пневмония может быть вызвана бактериями, вирусами, грибками или паразитами. Вирусы обычно являются причиной пневмонии у детей.У детей с вирусной пневмонией также может развиться бактериальная пневмония. Часто пневмония начинается после инфекции верхних дыхательных путей (носа и горла). Это приводит к скоплению жидкости в легких, что затрудняет дыхание. Пневмония также может развиться, если в легкие попадает инородный материал, например пища или желудочная кислота.


Что может увеличить риск пневмонии у моего ребенка?

  • Преждевременные роды
  • Вдыхание пассивного курения
  • Астма или определенные генетические нарушения, такие как серповидноклеточная анемия
  • Пороки сердца, такие как дефект межжелудочковой перегородки (VSD), дефект межпредсердной перегородки (ASD) или открытый артериальный проток (PDA)
  • Плохое питание
  • Слабая иммунная система
  • Проведение времени в людном месте, например, в детском саду

Каковы признаки и симптомы пневмонии?

Признаки и симптомы зависят от возраста вашего ребенка и причины его или ее пневмонии.Признаки и симптомы бактериальной пневмонии обычно проявляются быстрее, чем вирусной пневмонии. У вашего ребенка может быть любое из следующего:

  • Лихорадка или озноб
  • Кашель
  • Одышка или затрудненное дыхание
  • Боль в груди при кашле или глубоком дыхании ребенка
  • Боль в животе рядом с ребрами ребенка
  • Плохой аппетит
  • Плачет больше обычного или более раздражительный или суетливый, чем обычно
  • Бледные или голубоватые губы, ногти или ногти на ногах

Как узнать, что у моего ребенка проблемы с дыханием?

  • Ноздри вашего ребенка открываются шире, когда он делает вдох.
  • Кожа вашего ребенка между ребрами и вокруг шеи втягивается с каждым вдохом.
  • Ваш ребенок хрипит, это означает, что вы слышите высокий звук, когда он или она выдыхает.
  • Ваш ребенок часто дышит:
    • Более 60 вдохов за 1 минуту для новорожденных в возрасте до 2 месяцев
    • Более 50 вдохов в 1 минуту для ребенка от 2 до 12 месяцев
    • Более 40 вдохов в минуту для ребенка старше 1-5 лет
    • Более 20 вдохов в 1 минуту для ребенка старше 5 лет

Как диагностируется пневмония?

Лечащий врач вашего ребенка осмотрит вашего ребенка и послушает его или ее легкие.Сообщите врачу, если у вашего ребенка есть другие проблемы со здоровьем. Вашему ребенку также может понадобиться любое из следующего:

  • Рентген грудной клетки может показать признаки инфекции в легких вашего ребенка.
  • Анализ крови может показать признаки инфекции или бактерий, вызывающих пневмонию вашего ребенка.
  • Образец слизи собирают и проверяют на микроб, вызывающий болезнь вашего ребенка. Это может помочь лечащему врачу вашего ребенка выбрать лучшее лекарство для лечения инфекции.
  • Пульсоксиметрия измеряет количество кислорода в крови вашего ребенка.

Как лечится пневмония?

Если пневмония вашего ребенка тяжелая, врач может попросить вашего ребенка остаться в больнице для лечения. Проблемы с дыханием, обезвоживание, высокая температура и потребность в кислороде - вот причины, по которым следует оставаться в больнице.

  • Антибиотики можно прописать, если у вашего ребенка бактериальная пневмония.
  • НПВП , например ибупрофен, помогают уменьшить отек, боль и жар.Это лекарство доступно по назначению врача или без него. У некоторых людей НПВП могут вызывать желудочное кровотечение или проблемы с почками. Если ваш ребенок принимает лекарство, разжижающее кровь, всегда спрашивайте, безопасны ли для него НПВП. Всегда читайте этикетку лекарства и следуйте инструкциям. Не давайте эти лекарства детям младше 6 месяцев без указания лечащего врача.
  • Ацетаминофен уменьшает боль и жар. Доступен без назначения врача.Спросите, сколько давать ребенку и как часто. Следуйте инструкциям. Прочтите этикетки всех других лекарств, которые использует ваш ребенок, чтобы узнать, содержат ли они также ацетаминофен, или спросите своего врача или фармацевта. При неправильном приеме ацетаминофен может вызвать повреждение печени.
  • Вашему ребенку может потребоваться дополнительный кислород , если его уровень кислорода в крови ниже, чем должен быть. Ваш ребенок может получать кислород через маску, надетую на нос и рот, или через маленькие трубки, помещенные в его ноздри.Перед тем, как снимать маску или кислородную трубку, проконсультируйтесь с лечащим врачом вашего ребенка.

Как я могу справиться с симптомами моего ребенка?

  • Дайте ребенку как можно больше отдыхать и спать. Ваш ребенок может быть более уставшим, чем обычно. Отдых и сон помогают телу вашего ребенка выздороветь.
  • Давайте ребенку жидкости, как указано. Жидкости помогают вашему ребенку разжижать слизь и предохраняют его от обезвоживания. Спросите, сколько жидкости следует пить ребенку каждый день и какие жидкости лучше всего подходят для него.Лечащий врач вашего ребенка может порекомендовать воду, яблочный сок, желатин, бульон и фруктовое мороженое.
  • Используйте увлажнитель холодного тумана , чтобы повысить влажность воздуха в доме. Это может облегчить вашему ребенку дыхание и помочь уменьшить его или ее кашель.

Как предотвратить пневмонию?

  • Не позволяйте никому курить рядом с вашим ребенком. Дым может усилить кашель или дыхание вашего ребенка.
  • Сделайте прививки вашему ребенку. Вакцины защищают от вирусов или бактерий, вызывающих такие инфекции, как грипп, коклюш и пневмония.
  • Предотвратить распространение микробов. Часто мойте руки и руки ребенка с мылом, чтобы предотвратить распространение микробов. Не позволяйте ребенку делиться едой, напитками или посудой с другими.

  • Держите ребенка подальше от других больных. с симптомами респираторной инфекции. К ним относятся боль в горле или кашель.

Когда мне следует немедленно обратиться за помощью?

  • Вашему ребенку младше 3 месяцев, и у него высокая температура.
  • Ваш ребенок с трудом дышит или хрипит.
  • Губы или ногти вашего ребенка голубоватые или серые.
  • Кожа вашего ребенка между ребрами и вокруг шеи втягивается с каждым вдохом.
  • У вашего ребенка есть один из следующих признаков обезвоживания:
    • Плач без слез
    • Головокружение
    • Сухость во рту или трещина на губе
    • Более раздражительный или суетливый, чем обычно
    • Соннее обычного
    • Мочеиспускание меньше обычного или совсем не мочеиспускание
    • Впавшее мягкое пятно на макушке у ребенка младше 1 года

Когда мне следует связаться с лечащим врачом моего ребенка?

  • У вашего ребенка температура 102 ° F (38.9 ° C) или выше 100,4 ° F (38 ° C), если вашему ребенку меньше 6 месяцев.
  • Ваш ребенок не может перестать кашлять.
  • У вашего ребенка рвота.
  • У вас есть вопросы или опасения по поводу состояния вашего ребенка или ухода за ним.

Соглашение об уходе

У вас есть право помочь спланировать уход за своим ребенком. Узнайте о состоянии здоровья вашего ребенка и о том, как его можно лечить. Обсудите варианты лечения с поставщиками медицинских услуг вашего ребенка, чтобы решить, какое лечение вы хотите для своего ребенка.Вышеуказанная информация носит исключительно учебный характер. Он не предназначен для использования в качестве медицинского совета по поводу индивидуальных состояний или лечения. Поговорите со своим врачом, медсестрой или фармацевтом перед тем, как следовать любому медицинскому режиму, чтобы узнать, безопасно ли оно для вас и эффективно.

© Copyright IBM Corporation 2020 Информация предназначена только для использования Конечным пользователем и не может быть продана, распространена или иным образом использована в коммерческих целях. Все иллюстрации и изображения, включенные в CareNotes®, являются собственностью A.D.A.M., Inc., защищенной авторским правом.или IBM Watson Health

Дополнительная информация

Всегда консультируйтесь со своим поставщиком медицинских услуг, чтобы убедиться, что информация, отображаемая на этой странице, применима к вашим личным обстоятельствам.

Заявление об отказе от ответственности за медицинское обслуживание

Подробнее о детской пневмонии

Сопутствующие препараты
IBM Watson Micromedex
,

03.04 Сестринское дело и патофизиология пневмонии

Pre-Nursing

Студент медсестры

Подготовка к NCLEX

,

Смотрите также